8 861 298 53 53
Назад

Постоянная регистрация: как прописаться по месту жительства?

Оформить прописку в новой квартире - значит, официально зарегистрироваться на постоянное проживание в выбранном жилом помещении. Для этого даже не обязательно выписываться из старой жилплощади, потребуется только подать документы по новому адресу. Несмотря на преимущества прописки, далеко не все спешат зарегистрироваться на новом месте проживания. Хоть и новые правила прописки в квартире для граждан РФ принуждают к этому. Какие ограничения будут без официальной регистрации по месту жительства, как она осуществляется и что потребуется для проведения этой процедуры? Все эти вопросы мы разберем в статье.

Постоянная регистрация, как оформить

Что такое прописка и зачем она нужна?

На самом деле, прописка сегодня – вовсе не юридический термин, а скорее, пережиток советских времен. В СССР посредством прописки граждан у государства имелась возможность отслеживать их миграцию и повлиять на нее. Для того, чтобы прописаться в городском поселении, требовалось разрешение властей, а также объективная причина - например, принятие на работу или брак с человеком, прописанным в этом же населенном пункте. Вот почему в СССР такое больше распространение получили фиктивные браки. Если же гражданин не мог предоставить вескую причину, он был обязан покинуть населенный пункт в течение недели.

Когда человек сегодня говорит о “прописке”, имеется в виду не отживший свое время термин, а регистрация по месту жительства. Она может быть двух видов - временная и постоянная.

Отличие постоянной регистрации от временной прописки

Чтобы сделать прописку в новой квартире, прежде нужно определить, какие цели преследуются гражданином и на какой срок он собирается здесь остаться. С учетом этого будет выдана постоянная или временная регистрация. Рассмотрим их отличия:

Постоянная регистрация. Выдается по месту жительства - это может быть дом или квартира, которые оформлены как собственность, были куплены или переданы по наследству. Сюда же относится недвижимость, оформленная по договору соцнайма. Владелец жилой площади получает соответствующий штамп в паспорт, действующий бессрочно. Причиной для отмены регистрации и выписки человека может быть его собственное пожелание (например, при переезде) или решение суда. Временная регистрация. Выдается по месту временного нахождения - адресу, по которому человек планирует какое-то время проживать. Сюда относится не только жилая недвижимость, но также отели, больницы, санатории и т.п. Человек обязан оформить временную регистрацию, если он пребывает на одном месте проживания более 90 дней. Сама регистрация также оформляется на определенный срок - от 90 дней до 5 лет.

Можно ли жить без постоянной прописки

За проживание с отсутствием регистрации в РФ не предусмотрено уголовной ответственности. К тому же, существуют ситуации, когда у человека нет возможности оформить прописку. Например, если он продал свою недвижимость и только планирует купить новое жилье. Отсутствие штампа в паспорте усложняет многие процессы - получение документов (загранпаспорта, водительских прав, пенсионного удостоверения), оформление кредитов, определение детей в учебные заведения. А если регистрация отсутствует при пребывание на определенной территории сроком более 90 дней, гражданину грозит штраф - от 2 до 5 тысяч рублей. Поэтому нужно оформлять временную регистрацию, если пока нет возможностей для постоянной прописки.

Алгоритм регистрации для прописки в новой квартире

Как мы уже ранее отметили, новые правила прописки в квартирах и домах не предусматривают необходимость предварительной выписки. Действующий порядок позволяет автоматически выписывать человека с жилплощади, при подаче им документов по новому адресу. С учетом вида жилого фонда и особенностей управления им, осуществляется выбор лица, ответственного за прием документов. Сегодня оформить и подать документы можно:

В территориальное подразделение МВД - отделение по миграционным вопросам. Если выбрано другое ответственное лицо, конечным пунктом передачи документации, так или иначе, окажется полиция. Онлайн, через сервис Госуслуг. В МФЦ. Через ТСЖ, ЖСК, УК.

Вне зависимости от выбора, пакет требуемых для оформления прописки в квартире документов будет один и тот же.

Какие документы нужно собрать

Перечень документации указан в п. 16 Правил регистрации, утвержденном Постановлением Правительства №713:

  • удостоверение личности - паспорт или свидетельство о рождении, для граждан, не достигших 14 лет;
  • заявление установленной формы, подписанное вами или собственником помещения;
  • документ, который подтверждает право на вселение - выписка о праве собственности, договор соцнайма, заявление лица, кем было предоставлено жилье и т.д.;
  • письменное согласие собственников помещения, наймодателя, совершеннолетних членов его семьи, которые проживают в этой квартире или доме.

Передача документов ответственному лицу

Собрав все то, что нужно для прописки в новой квартире, передайте пакет документации выбранному ответственному лицу. Согласно действующим правилам прописки и выписки, от него потребуется засвидетельствовать согласие собственника недвижимости при приеме заявления. В течение трех рабочих дней все поданные документы передаются ответственным лицом в полицию, если вы не обращаетесь напрямую в МВД. Проверка также займет ориентировочно 2-3 дня. Если с документами полный порядок, в ОВМ по адресу прошлой прописки гражданина подаются сведения о регистрации по новому адресу. Остается только получить паспорт, с проставленной отметкой о прописке.

Получаем паспорт обратно

Документ возвращает ответственное за передачу документов лицо. Обязательно проверьте наличие штампа о новой регистрации. Теперь вы официально прописаны в квартире или доме - никаких дополнительных действий не потребуется.

При самостоятельной подаче документации могут быть некоторые различия, зависимо от выбранного способа. Рассмотрим каждый из них.

Подача документов в МВД

Этот вариант лучше всего выбирать тем, у кого квартира или дом являются собственностью. Тогда можно легко обойтись без посредников, и подать документы напрямую в отдел по вопросам миграции лично. Пакет документов будет под расписку принят, через 3 дня вас попросят забрать паспорт. Подать всю документацию можно и находясь дома - для этого воспользуйтесь специальным сервисом на официальном сайте Госуслуг.

Подача документов через Госуслуги

Для собственников жилья все решается в упрощенном порядке. Потребуется только личный кабинет на Госуслугах. Порядок прописки будет следующим:

Авторизуйтесь в личном кабинете со своими данными, в поиске услуг выберите “Регистрация по месту жительства”. Не ошибитесь в этом пункте - вам также могут предложить зарегистрироваться по временному месту пребывания. Ознакомьтесь с информацией об услуге. Далее отметьте галочкой, что подаете заявление в электронном виде, и нажмите на кнопку “Получить услугу”. Из указанных вариантов того, кем оформляется прописка, выберите нужный. Мы рассмотрим классический вариант - при оформлении регистрации совершеннолетним гражданином России. Если у вас уже имеется прописка, укажите ее адрес - при оформлении по новому адресу она автоматически будет отменена. Далее впишите свой новый адрес, причину переезда, прикрепите сканы документов, подтверждающих это. Выберите свой город и территориальное ОВМ, куда вы отнесете свой паспорт для проставления штампа и оригиналы документов. Здесь же можно узнать график работы каждого отделения, выбрать удобную дату и время.

На этом процесс подачи заявления онлайн через Госуслуги завершен. Отслеживайте в личном кабинете статус заявления - как только придет соответствующее приглашение, посетите выбранное отделение МВД.

Как подать документы через МФЦ?

При выборе многофункционального центра, учитывайте, что обращаться придется в тот МФЦ, обслуживающий район, где планируется прописка в новой квартире. Плюсами такого выбора будет удобный график работы, наличие электронной очереди и помощь по всем вопросам, которую не всегда могут предоставить в МВД. Но есть и весомый минус, особенно для тех, кто уже близок ко времени, когда придется платить штраф за отсутствие регистрации - увеличенный срок оформления. Не критичный, но лишние 2-3 дня прибавит. Само оформление и передача документов займет не более 10-15 минут.

Оформление документов через ТСЖ, ЖСК, УК

Если квартира находится в доме под управлением ТСЖ, ЖСК или УК, подать заявление на прописку и всю прилагающуюся документацию можно через них. Для этого обратитесь в офис выбранной организации, ответственный за проведение таких услуг паспортист расскажет обо всех нюансах регистрации. Преимуществом такого обращения будет отсутствие требований к наличию прав собственности на жилье. А минус, опять же, сроки передачи документов - от нескольких дней до недели.

Поделиться в соц.сетях:

Константин, ваша заявка принята!

Мы скоро свяжемся с вами.